ФЭНДОМ

.
306 Страницы

Каспи́йское мо́ре (перс. دریای خزر‎, авар. Хазар ралъад, азерб. Xəzər dənizi, чеч. Каспий-хIорд, дарг. Каспила урхьу, кум. Хазар денгиз, лезг. Каспи гьуьл, лакск. Каспи хьхьири, рут. Kaspy der'ya, туркм. Hazar deňzi) — крупнейший на Земле замкнутый водоём[1], который может классифицироваться как самое большое бессточное озеро, либо как полноценное море, из-за своих размеров, а также из-за того, что его ложе сложено земной корой океанического типа. Расположено на стыке Европы и Азии. Вода в Каспии солёная, — от 0,05 ‰ близ устья Волги до 11—13 ‰ на юго-востоке. Уровень воды подвержен колебаниям, согласно данным 2009 года составлял 27,16 м ниже уровня моря. Площадь Каспийского моря в настоящее время — примерно 371 000 км², максимальная глубина — 1025 м.

Географическое положение Править

Каспийское море расположено на стыке двух частей Евразийского континента — Европы и Азии. Протяжённость Каспийского моря с севера на юг — примерно 1200 километров (36°34'—47°13' с.ш.), с запада на восток — от 195 до 435 километров, в среднем 310—320 километров (46°—56° в. д.).

Каспийское море условно делится по физико-географическим условиям на 3 части — Северный Каспий, Средний Каспий и Южный Каспий[4]. Условная граница между Северным и Средним Каспием проходит по линии о. Чечень — мыс Тюб-Караганский, между Средним и Южным Каспием — по линии остров Чилов — мыс Ган-Гулу. Площадь Северного, Среднего и Южного Каспия составляет соответственно 25, 36, 39 процентов.

Острова Каспийского Моря Править

В Каспийском море расположено около 50 крупных и средних островов общей площадью примерно 350 квадратных километров.

Наиболее крупные острова:

  • Ашур-Ада
  • Гарасу
  • Гум
  • Даш
  • Бёюк-Зиря
  • Зянбил
  • Кюр Даши
  • Хара-Зира
  • Огурчинский
  • Сенги-Мугань
  • Тюлений
  • Тюленьи острова
  • Чечень
  • Чыгыл

Заливы Каспийского Моря Править

Крупные заливы Каспийского Моря:

  • Аграханский залив
  • Кизлярский залив
  • Мёртвый Култук (бывший Комсомолец, быв. залив Цесаревича)
  • Кайдак
  • Мангышлакский
  • Казахский
  • Кендерли
  • Туркменбаши (залив) (бывший Красноводский)
  • Туркмен (залив)
  • Гызылагач (бывший залив имени Кирова)
  • Астрахань (залив)
  • Гасан-кули
  • Гызлар
  • Гиркан (бывший Астарабад)
  • Энзели (бывший Пехлеви)
  • Кара-Богаз-Гол

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики